Saturday, December 10, 2005

Первая электричка 31 мая 1953 г.


Наш дом в Пушкине был недалеко от железной дороги, и когда проходил тяжелый товарный поезд, то в доме было маленькое землетрясение. Железная дорога влекла нас, детей, к себе, как магнит. Мы знали все марки паровозов, все вагоны, сцепки вагонов, путевые знаки и всё прочее, что там имелось. Мы проводили часами в ожидании проходящих поездов, часто подкладывали на рельсы мелкие предметы - гвоздики, монетки. Дома, лежа в постели, я по звуку определял марку паровоза, тип железнодорожного состава и вагоны в нем. Мне кажется, что я знал все рельсовые стыки на участке вблизи дома.
Потом стали говорить, что у нас скоро появятся электрички. С особым волнением я ожидал этого события, следил за подготовительными работами, как устанавливали контактный провод и удерживающие его столбы. В воскресенье 31 мая 1953 года было торжественное открытие электрифицированного участка Ленинград - Павловск. Мы все с родителями отправились пешком в Павловск - через Нижний парк. На вокзале в Павловске было празднично, много народа. У перона стояла электричка. Надо же, электричка - без паровоза! (Добавление от Жени: Я помню, как развеселил всех, когда, увидев впервые электричку, объявил, что это поезд, у которого два переда и нет зада). Помню, что нам купили мороженое. Мы все сели в новые вагончики и доехали до Пушкина. Это три километра пути.

Билет на электричку, на картонке.

В прежние времена безбилетный проезд был настоящим ЧП. Если в электричке кто-нибудь оказывался без билета, то его штрафовали. Долго стоял контролер, взымал штраф, выписывал квитанцию. Люди в вагоне поворачивались в ту сторону, некоторые тыкали рядом сидящим знакомым в бок - мол, смотри, там кто-то без билета едет. А если у безбилетника не было денег на штраф, то его вели через вагоны вперед состава, там на конечной станции высаживали, вели эскортом по платформе (сам видел) в линейное отделение милиции на вокзале. За подобное нарушение сообщали по месту работы.

No comments: