Sunday, February 05, 2006

Путешествие Брянск - Краснодон - Москва в 1959 году.


Летом 1959 года для школьников была организована большая туристическая поездка по маршруту Ленинград – Брянск – Краснодон – Москва. Она стоила денег, и не все родители могли себе такое позволить. Помню, что моя мама и София Сергеевна, мама Володи Зарубайло, долго советовались, прежде чем купить нам эту путёвку. Тогда я закончил 5-й класс школы, мне было 13 лет. Одним из условий оплаты поездки была работа по уборке во время ремонта 409-й школы г.Пушкина. Мы действительно там работали, мыли полы, выносили мусор. В те времена дети редко куда ездили, и помню, как многие нам завидовали, что мы отправляемся в такое дальнее путешествие. Кроме Володи Зарубайло, в группе были Боря Кислюк, Мадлен Кононова, Алексей (Лёша) Печёрин (1947-2006), Федя Каплан (умер).

Ленинград. Московский вокзал

Отъезд был 2 июля (1959) в 8.30 утра с Московского вокзала Ленинграда, поезд №21 Ленинград – Кисловодск. Меня провожала мама, мы доехали до метро «Площадь Восстания» и оттуда прошли до Московского вокзала. Всё было необычно, это первый раз мы ехали без родителей поездом дальнего следования. Эта ситуация меня настолько увлекла, что в ответственный момент отправления поезда я даже забыл о стоявшей у окна вагона маме (чего до сих пор не могу себе простить…). С нами были несколько сопровождающих, медсестра.

2 июля 1959. В поезде. Погода средняя, облака, проехали полосу дождя. В 11 час. была Малая Вишера. Скоро Бологое. Кушаю сгущенное молоко. На банке написано pilnpiens ar cukuru.

Брянск. Железнодорожный вокзал.

3 июля 1959. Сегодня в 5 часов утра приехали в Брянск. Погода плохая, идёт проливной дождь. Когда у вокзала ждали автобус, был сильный гром. Наконец, автобус пришёл и мы поехали. Затем ещё прошли и сели на другой автобус, потом ещё шли, увязая в грязи. Наконец добрались до турбазы. Там отдыхали, очень баловались. В 9 часов [утра] собрались варить «обед», к 12 часам сварили пшённую кашу, подгорелую.
Брянск. Центр города.

Из письма домой, 3 июля 59: Здравствуй мамочка! Сегодня прибыли в Брянск. Ехали очень весело. Все очень много кушали. Я три раза завтракал и два раза обедал. Володе [Зарубайло] стало дурно, его тошнило и у него была рвота. Я тоже объелся. В 5 часов утра приехали в Брянск. Шёл сильный дождь с грозой. Брянск – город небольшой. Только в центре красивые и большие дома, а на окраине грязно. Мы еле добрались до турбазы. Сейчас лежу и пишу письмо. Жоржик. Завтра утром уезжаем в Навлю.
Брянск. Турбаза.

Потом нам предстояло пойти в краеведческий музей. В музее было скучно и нудно, потому что рассказывали про войну и революцию. Мы очень устали, никто не слушал экскурсовода. Все искали место, чтобы посидеть. Затем тот же экскурсовод повёл нас по городу. Мы взобрались на гору, откуда открывалась панорама Брянска и его окрестностей. Видна река Десна, на которой стоит г.Брянск. Возвратились на Турбазу. Дорогой по оврагам собирали землянику. Затем, в 3 часа, был обед №2. или «ужин» (всё перепуталось). Была лапша с тушёнкой и чай. Всё очень вкусно. После «обеда» ходили по оврагам, сталкивали глыбы. Сейчас я дежурю, сижу на кровати и пишу.
Брянск. Вид города.
Город Брянск мне не понравился. Очень разбросанный и расположен буквой «С». Расстояние от центра до окраин огромное. Здания некрасивые. Плёнки (фото) не достал.

5 июля 1959 г., понедельник. Вчера, 4/VII, в 3-29 выехали в село Навля. Примерно в 5 часов туда приехали. Сели в садике и ждали, пока Виктор Иванович заботился о помещении, кушали ягоды – землянику, чернику, клубнику, которые купили на базарчике. Помещение досталось хорошее, с кухней, радио и со всеми удобствами. Вечером ужинали. Была гроза, беспрерывно сверкали молнии, лил дождь. Плёнки (фото) не достал ни в Брянске, ни в Навле. Навля – село хорошее. Здесь много магазинов, клуб, дом культуры и т.д. Также имеется речка (Навля), на которую мы собираемся пойти. Сегодня мы весь день отдыхаем. Я проснулся в 8 часов. Все пошли на зарядку. Скоро будет завтрак. Очень интересно и весело, по вечерам рассказываем разные истории и анекдоты. Завтра или послезатвра выедем в лес, до леса 20 км, мы это расстояние проедем на машине. По лесу, через глушь, не пойдём, а только по тропинкам. Я истратил 9 рублей, осталось 25.


7 июля 1959 г. Навля. Затем был завтрак. После завтрака валялись на кровати, читали, играли в «кинематограф». В 3 часа был обед. После обеда ходили к «партизанам». Когда вернулись, баловались, бегали на дворе. Была гроза сильная, но я заснул.
Брянские леса.

8 июля 1959. Здравствуйте, дорогие мамочка, бабушка и тётя Варя! Во вторник мы поехали в лес. До села Пролысово (30-35 км) мы ехали на машине, в кузове. Машина два раза застревала в грязи. В селе переночевали. На следующий день пошли в сам лес. Сначала шли с проводником (по партизанским местам), а дальше без него. Пройдя километров 20, прибыли в какой-то хутор, домов 10-12. В ста метрах, в палатках, переночевали. Утром сделали завтрак и сварили варенье из земляники. Здесь её много. Дальше пойдем в другое село, а затем вернемся в Навлю (10 июля). Оттуда поедем в Харьков, там пересадка. Напишу письмо из Навли. До свидания. Жоржик.



8 июля 1959. Приехали в село Зелепуговки. Село хорошее, но погода неважная, моросит дождь. (…) Потом я заснул. Когда проснулся, была сильная гроза. Собирались идти пешком (18 км), но не пошли из-за плохой погоды. Ехали на машине. Вернулись в Навлю. В Навле очень хорошо, как дома.



Место в лесу. Брянская обл.
Однажды в походе по Брянским лесам мы заночевали в лесу в палатках, расставленных на поляне. С вечера собрали много земляники и стали варить из нее варенье. К сожалению, это варенье оказалось горьковатыми и не очень вкусным (но его съели). На следующее утро мы с Володей Зарубайло были назначены дежурными, поднялись очень рано, когда все ещё спали, и готовили хворост для костра. В этот момент к нам забрела лошадь, приблизилась к разложенным продуктам, к маслу. Кажется, она всё-таки ничего не слизала своим языком, хотя могла. Мы, городские жители, не знали, как реагировать на лошадь и что делать в таком случае…
9 июля 1959. Долго спали, до 11 часов. Сегодня погода хорошая, солнечно. Пошли на речку Навля. Я всё, что было грязное, постирал и сам окунулся. Вернувшись, сушил бельё и собирал рюкзак. Пошли на вокзал. Проезд отправлялся в 7 час. вечера - Брянск – Дебальцево, вагон общий. Я занял боковое место с Борей Кислюком. Стоя у окна, он воскликнул: «Прощай, Брянщина!» Уже темно. Скоро будет станция Льгов. Харьков будет в 9 часов утра.


Харьков. Вокзал.

10 июля 1959. Здравствуйте, дорогие мамочка, бабушка и тётя Варя! Итак, я в Краснодоне. В Харьков мы приехали в 9 утра. Мы прогулялись по городу, посидели в сквере. Харьков – большой и красивый город, много зелени. В 3.15 дня сели на поезд Харьков – Сталинград. Вагон общий, было тесно и душно. В 2.26 ночи прибыли на какую-то станцию, что в 5 км от Краснодона. До города добирались автобусом. Помещение нам дали хорошее, в школе. Ходили кушать в столовую. Были в бане. Сегодня посетили музей «Молодая гвардия». Погода хорошая, очень тепло. Сам город красивый. Напиши мне письмо по данному адресу. Как здоровье бабушки? Как тётя Варя? Сварили ли вы варенье? Я очень соскучился по дому, по [иностранным] языкам. Очень весело. В столовой и в поезде смеёмся до потери сознания. Получил от тёти письмо. Скоро будем осматривать шахту. Напиши письмо примерно до 18-20 июля. А в Москву вышли рублей 10 – 15. Здесь много фруктов. Дорогой купили ведро яблок, покупали также жёлтую черешню. До свидания. Ж.
Краснодон. Дом культуры.

17 июля 1959. Здравствуйте, дорогие мамочка, тётя Варя и бабушка! Мама, получил твоё письмо и 10 рублей. 15/VII мы ездили на Северский Донец. Ночевали в лагере. Там мне очень понравилось, купались в речке. Хорошо кормили. 16/VII в 5 часов вернулись обратно (в Краснодон). Ужин варили сами, был компот. Денег в общей кассе осталось очень мало, и поэтому даже хотели не ехать в Москву. Спать в Москве будем в школе на полу, так как путёвка в турбазу стоит 210 рубл. Мне лучше спать у Марии Ильиничны. В Москву выезжаем 21 июля. В Краснодоне очень жарко и пыльно, температура 35 градусов в тени. Пусть бабушка поскорее выздоравливает. Как нога тёти Вари? Напиши в Москву письмо. Соскучился по дому. Жоржик.

Река Северский Донец.
20 июля 1959. 21-гро уезжаем в Москву, билеты куплены. У всех отравление. У одного мальчика [Лёша Печорин, 1947-2003] был обморок, его увезли в больницу. У меня тоже ночью очень болел живот. Это из-за рагу в столовой. Находимся на диете. Как бабушка, вышла ли она из больницы? Погода здесь жаркая, но жара переносится легко. Напишите мне письмо на Москву. Сейчас лежу и отдыхаю. Ходили в поликлинику. До свидания. Ж.




Краснодон. Шахты.
(На самом деле Краснодон был захолустным промышленным городком в Донбассе – с пыльными улицами, некрасивыми советскими строениями, там и сям видневшимися шахтами и терриконовыми пирамидами. Музей «Молодой гвардии» и встречи с какими-то участниками войны меня и никого нисколько не интересовали. Что было увлекательным, так это само дальнее путешествие, первое без родителей. Помню, что тогда я сдружился с Витей Ченцовым. Вместе с ним мы не раз ходили пешком далеко, на окраину города, на городское озеро. Вроде бы там загорали и купались, но точно вспомнить не могу.)
Москва. Павелецкий вокзал.

24 июля 1959. Здравствуйте, дорогие мамочка, бабушка и тётя Варя! В Москву мы выехали из Краснодона на машине, доехали до Луганска (50 км), раньше – Ворошиловград. Затем доехали до ст. Дебальцево (22.10). Все заняли свои плацкарты. В дороге покупали фрукты – яблоки, вишни, абрикосы. Следующий день ехали, а 23 июля в 5 часов утра прибыли на Павелецкий вокзал. Там сидели до 13 часов. Я позвонил тёте Ире. Под помещение дали Дом пионеров. В этот же день, в 17 часов, поехали на ВДНХ (ВСХВ). Часть осмотрели. Потом за мною приехала Мария Ильинична. Дома у них поужинали, и я выспался. На следующий день, сегодня, 24 июля, в 11 час., были на автобусной экскурсии по городу. Осмотрели Кремль, Красную площадь, Мавзолей [Ленин + Сталин], МГУ. Были на Ленинских горах. Мне очень понравилось. Вечером отправились домой. Сейчас поужинал и пишу письмо. Мы решили, что я останусь после 27 июля еще дней на 6-7. 3-го августа приедет тётя Майя. Как бабушка? Выписалась ли она из больницы? Кончился ли у тебя отпуск? Вышли мне ещё немножко денег (если они у тебя есть) на марки и на мороженое. Погода хорошая. Привет тёте Варе. До свидания. Жоржик.

(Помню, что на ВДНХ нам встретились настоящие французы. Что-то мы выпрашивали у них – не помню, какие-то сувениры. К ним подошла знавшая французский язык Мадлен Кононова, спросила у них сувенир. Француз, улыбаясь, отвечал: «je n’ai pas, no, je n’ai pas» (у меня нет). За марками я ездил на ул. Кузнецкий мост, №22.)

Москва. Проспект Горького. 50-е годы.


В Ленинград я возвратился один, без нашей группы, 28 июля 1959 года.



После похода. Август 1959 г.
Здравствуйте, дорогие тётя и Женя!
Как вы живёте? Я приехал из похода 28/VII. В Москве были в планетарии, на ВСХВ, в зоопарке, в мавзолее. В общем, было очень интересно. Когда приехал, то заболел ангиной. Операцию [гланды] будем делать перед школой - в Ленинграде, в Педиатрическом интитуте. Сейчас я хожу на анализы, которые для этого нужны. Наташа уехала. Я с ней ездил в зоопарк.
С 4/VIII по 17/VIII я работал в ВИРе, гонял воробьев. Заработал 150 рублей. Поеду 21/VIII в Петергоф с Володей Зарубайло. Мама сейчас на бюллетене, потому что у нее был сильный насморк. До свидания. Жоржик.

No comments: